Потанцуем?  


ФЛАМЕНКО
Фламенко, или канте (пение) фламенко – практически одно и то же. Этот песенно-танцевальный спектакль стал символом Испании и изучается во многих странах от США до Японии. В России интерес к фламенко существовал всегда, но особенно активно развитие центров и школ, где изучают фламенко приходится на последние 5 лет. Что же это такое – фламенко: музыка, танец, пение, стиль жизни?
«Зажигательная музыка и стук каблуков. Роза в зубах. Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка. Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести». Цитаты из путеводителей и яркие краски глянцевых страниц – только внешняя, поверхностная сторона невиданного в мире соединения ритма, голоса и движения.
Как удалось создать этот уникальный сплав музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле), точно не знает никто. Ясно лишь одно: готовила его душа испанца, домной был знойный юг страны – Андалусия, а материалом стало невероятное смешение европейских и восточных культур, оставивших свой след, боль и кровь на прекрасной земле Испании.
Корни канте фламенко уходят так глубоко, что при взгляде в эту пропасть кружится голова. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой. Античные авторы уже тогда с удивлением замечали, что даже законы свои тартессийцы писали в ритмизованной форме, изложив их в «Шести тысячах стихов».
Что вообще удивительно: для испанца песня и сегодня – это органичное продолжение разговора, вполне привычное и очень убедительное. Песня – первое, что может услышать новорожденный, она сопровождает всю жизнь испанца, и песня – последнее, что звучит над его прахом. И на его родине поёт всё, не только ветер и море: в прямом смысле поёт кузнечик, поёт собака, и даже есть песня змеи.
Несомненное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II – Х в. в. испанской католической церковью греко-византийского религиозного песнопения, с его звукорядом и мелодическими оборотами.
С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства на полуострове формируется классическая «андалусская музыка». Словно губка, впитав некоторые формы и жанры испанской музыки, она создает свои, отдавая взамен ритмы, чарующие мелодии пустыни, темы зноя, любви и страсти…
В XV –XVI в. в. на древнюю землю Андалусии пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. И более того, видимо, соприкосновение «цыганского» и «андалусского» высекло ту искру, что привела к окончательному оформлению жанра фламенко. Кстати, единого мнения о самом термине «канте фламенко» нет. Одна из версий трактует его как «пение андалусских цыган», и сами они до сих пор остаются главными хранителями и лучшими исполнителями этого чуда. Но чтобы оно родилось, потребовалось триста лет отчаянной борьбы пришельцев с местными жителями, которые вели осёдлый образ жизни. Опять десятилетиями на древней земле лилась кровь, звенела сталь, стлался дым пожаров – цыгане упорно стремились сохранить право кочевой свободы. И их преследовали, разоружали, высылали из страны, загоняли в пещеры. А там, у костров, под звон гитар или просто хлопки зрителей танцем и отчаянными песнями они кричали о своем сиротстве, о совей потерянности, о жизни, похожей на смерть, и – вдруг – о внезапном свете озарившей ее любви.
Гитара – неотъемлемая часть современного искусства фламенко еще больше обостряет его импровизационный характер. Даже в наши дни большинство музыкантов (токаоров) не имеют специального музыкального образования и не знают нот, однако, несомненно, обладают природной музыкальностью и великолепной памятью, позволяющими создавать удивительные импровизации.
Кстати, сам импровизационный характер, свободный метр или специфическая техника исполнения нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста (как, впрочем, и певца, и танцора) обычно передается только от мастера к его способному ученику.
И тогда рождается удивительная магия музыки фламенко. А когда появляется третий участник действа – байлаор (танцор), то рождается целый мир, завораживающий любого, кто соприкасается с ним.
В Андалусии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. Так оно и есть, особенно когда в неразрывное единство музыки и песни вплетено удивительное искусство байле – танца, берущего начало где-то в глубине многих столетий.
Руки, вскинутые над головой в характерном изгибе, подтянутая ввысь спина, особенно гордая, но слегка агрессивная постановка тела…Миг неподвижности… И россыпь дроби – каблуки ног легко и ясно отбивают ритм, заставляя следовать за собой гитару. Вслед за грубоватым голосом кантора – резкий поворот корпуса, удивительно сильный всплеск рук, неожиданно сменившийся какой-то восточной, гибкой пластикой их движений. Вот оно начало магии танца фламенко, его душа, та таинственная сила, без наличия которой невозможно донести его мощь и полноту чувств. У байлаора гораздо большая свобода импровизации, чем у певца и гитариста. Отсюда и отсутствие нужды в широком сценическом пространстве, но зато требование пространства внутреннего – полноты души.
Любопытно, что укоренилось мнение о кастаньетах как непременном атрибуте канте фламенко. Однако чаще всего ритм обивается ногами, щелканьем пальцев или хлопками ладоней. Используются и кастаньеты, но чаще в самых популярных танцах или обработанных для не слишком взыскательной аудитории. Наиболее чистые формы фламенко их избегают, ибо использование кастаньет решительно ограничивает возможности страстной и выразительной игры рук.
Канте фламенко – великолепное представление, окрашенное сильными эмоциями и переживаниями. Оно оказало влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей – фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и др. О них спорят, их отвергают или с ними соглашаются. Что делать – таков уж этот стиль, любящий индивидуальность и свободу.
А познакомиться с ним сегодня в Испании можно в залах и кафе, предназначенных для туристов, на концертах известных танцевальных трупп и исполнителей, гастролирующих по всему миру. В Москве существует несколько танцевальных школ, где также можно прикоснуться к искусству фламенко, ощутить себя свободным, гордым, статным и удивительно красивым человеком, стать самим собой.
История фламенко раскрашена в исключительно яркие цвета, но не лишена белых пятен. Его родиной является Испания, о родителях же спорят до сих пор.
Одни считают, что это искусство уходит корнями во времена арабского владычества на территории Испании: созвучное арабское выражение «felahmengu» переводится как «песни бедняков».
Другие утверждают, что название танца происходит от птиц фламинго — их красивое оперение напоминают пышные наряды танцовщиц. Третьи приписывают авторство цыганам, изгнанным из Индии и появившимся в Испании в XIV–XV вв.
Их именовали flamencos. Но, вероятнее всего, истина где-то посередине: каждая культура — от арабской до цыганской — внесла что-то свое в это направление, а Испания {точнее, Андалусия} стала благодатной почвой.


ВСЕ ДЕЛО В РИТМЕ
Характерная особенность фламенко — отбивание ритма ногами. Поначалу танец исполняли преимущественно мужчины, ведь такая техника требует достаточной физической силы. Женщины в танце уделяли больше внимания рукам.
Сегодня различия не столь ярко выражены. Движения рук почти произвольны и следуют за эмоциями. Кстати, руки тоже поддерживают ритм — прищелкиваниями пальцев или с помощью кастаньет. Все движения фламенко «приземистые», поэтому у танцующих особая постановка корпуса — с идеально прямой спиной и чуть согнутыми коленями. Основная нагрузка приходится на мышцы спины, пресса и ног от бедра до стопы.
ЭМОЦИИ
Фламенко — танец одиночки. Он не похож на русский перепляс-состязание или европейские парные танцы: танцующий соревнуется лишь с самим собой. Если вы хотите в совершенстве освоить этот стиль, то вам потребуется 2–3 года занятий.
Но не обязательно достигать профессиональных вершин, чтобы познать философию, суть которой — выражение через танец душевных переживаний. Для начинающих нет никаких ограничений ни в возрасте, ни в росте, ни в весе. Главное — желание.


КРАСОТА
Начинать занятия можно в любой свободной одежде, не стесняющей движений, и удобной обуви. Познав азы, вам придется {и наверняка захочется} приобрести туфли со специальной колодкой и каблуком высотой 3–5 см. На носке подошвы и каблуке — своеобразные «набойки» из шляпок гвоздей.
Еще потребуется длинная плотная юбка с оборками и воланами. Чем больше клеш, тем лучше она «работает» во время танца, но игра с подолом — это тоже целое искусство, которому сразу не научишься. И все же стоит попробовать, отбивая каблуками ритм фламенко, ощутить себя немножко испанкой из солнечной и жизнерадостной Андалусии.

Обязательные элементы фламенко — широкая яркая юбка, кастаньеты и туфли на каблуках


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Хореография, песни, инструментальная музыка стиля Фламенко в Великобритании.
Школа традиционного фламенко COSTA DEL FLAMENCO под руководством Лилии Сафиной информация о школе, ансамбле, выступлениях,пресса о школе
Фламенко: новости, исполнители, музыка, искусство жанра, фото, ссылки.
Первый русскоязычный сайт о фламенко: история, исполнители, музыка, школы танца, стили фламенко.
Напишите мне


 
Hosted by uCoz